Слепота и слабовидение
Абсолютная или медицинская слепота – полная утрата зрения, неспособность отличать свет от темноты. При таком состоянии зрение равно 0. Различают также гражданскую (или практическую, бытовую) слепоту, при которой теряется способность ориентироваться в окружающей обстановке, передвигаться вне дома без посторонней помощи, но сохраняется восприятие света и даже возможность различать контуры крупных предметов. К категории практически слепых относят лиц с остротой зрения от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу с переносимой коррекцией обычными средствами. Такое зрение называют остаточным. Следует иметь в виду, что в разных странах критерии для определения гражданской слепоты различны. Остаточное зрение способствует выработке некоторых пространственных представлений, однако оно недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих постоянного зрительного контроля. Поэтому обучение и профессиональная подготовка практически слепых, как и лиц с абсолютной слепотой, проводятся без участия их зрительной системы.
Слабовидящими называют лиц, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05—0,2. Это позволяет таким лицам в особо благоприятных условиях пользоваться зрением для обучения и выполнения других работ, не требующих высокой остроты зрения. Значительно облегчают зрительную работу слабовидящих и повышают их работоспособность телескопические очки, лупы и другие специальные средства коррекции зрения.
Для них введено всеобщее 9-летнее обучение, развернута сеть специальных школ. Врачу-офтальмологу, обслуживающему школу для слепых и слабовидящих детей, принадлежит главная роль в проведении системы мер по охране слабого и остаточного зрения у учащихся. Офтальмолог принимает участие в комплектовании школ для слепых и слабовидящих детей, систематически проводит углубленное обследование органа зрения у всех учащихся этих школ, обеспечивает их необходимым лечением, добивается создания в школах для слепых и слабовидящих детей оптимальных гигиенических условий, консультирует педагогов школ по всем этим вопросам.
При комплектовании специальных школ следует руководствоваться инструкцией по приему детей в школы слепых и слабовидящих. Нужно тщательно проверить карту обследования зрения, заполненную перед направлением ребенка в школу для слепых и слабовидящих, чтобы убедиться в том, что это обследование проведено правильно и достаточно полно. В первые дни учебного года врач-офтальмолог совместно с медицинскими сестрами и педагогами должны правильно рассадить учащихся в классе в соответствии с состоянием их зрения и ростом. Два раза в год следует проводить углубленные обследования органа зрения у детей. Результаты обследования, а также детальные рекомендации врача относительно режима учебных занятий и зрительной работы, лечения, оптических средств коррекции зрения, консультаций других специалистов, занятий физкультурой заносят в медицинскую карту.
Особого внимания заслуживают дети с прогрессирующими заболеваниями органа зрения (глаукома, неполная атрофия зрительного нерва, травматическая катаракта, пигментная дегенерация сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, осложненная близорукость, отслойка сетчатки и др.) и с состоянием глаз (некоторые формы врожденной и вторичной катаракты, амблиопия и др.), при котором имеется возможность улучшить зрение при условии активного высококвалифицированного лечения.
Большую работу по привлечению слепых к общественно полезному труду и повышению их культурного уровня проводят общества слепых. В члены общества принимают лиц с 14-летнего возраста с остротой зрения в лучшем глазу до 0,08 (с коррекцией), а также при резком сужении поля зрения.
Непрерывно возрастающее благосостояние населения, повышение материального и культурного уровня, широко проводимые профилактические мероприятия и развитие специализированной глазной помощи способствуют дальнейшему снижению числа слепых и слабовидящих.